Известный петербургский художник, член Союза художников России, Игорь Чурилов – представитель поколения профессионально сформировавшегося в конце 1970-начале 1980-х годов. Он окончил отделение дизайна ЛВХПУ им. В.И. Мухиной (ныне – СПб. ГХПА барона Штиглица) и потому, как станковист, самостоятельно искал собственную дорогу.
Не удивительно, что художник обратился к лабораторному методу – методу проб и ошибок, находок и отрицаний. Обладая аналитическим складом ума, И. Чурилов не в последнюю очередь открывал для себя пластические обретения мастеров прошлого. Из гардероба художественных традиций поочередно извлекались то русская икона и авангард начала ХХ века, то барбизонцы и английские пейзажисты, то «Маковец» и пластические новации В.В. Стерлигова и, разумеется, французский и русский постимпрессионизм.
Подобная примерка закрепленного веками мирового художественного опыта оставила след в живописи и графике 1980-х гг. В 90-е гг. ясно определились жанрово-тематические предпочтения И. Чурилова.
Художник всегда работает с отобранной натурой. В чистом виде она вдохновляет жанр натюрморта и пейзаж. Постепенно Петербургский пейзаж перестал быть пленэрным. Художник занялся выявлением синтетических образов родного города.
Петербургские пейзажи Игоря Чурилова равно игнорирует тему и парадного и индустриального города. Как ни парадоксально, не смотря на отсутствие людей, в них прослеживается тенденция, связанная исследованием среды обитания горожанина. Дворы, переулки и нешумные улицы, открывающиеся или едва обозримые сквозь окна мансард и верхних площадок подъездов – излюбленный мотив И. Чурилова.
Названия предыдущих выставок художника отражают его авторские пристрастия: «Непарадный Петербург» (1998), «Чуть выше крыши, чуть ниже неба» (1999), «Угол зрения» (2008).
Природный колорист в технике масляной живописи Игорь Чурилов с годами открыл для себя преимущества акварели – менее имитационного, но более «монументального» и абстрактного материала. В нем автор довел условность цвета почти до монохромности (цикл гризайлей), хотя цвет с его символической сутью всегда оставался основным изобразительным средством художника.
1994-м годом датирован программный для И. Чурилова набросок «Горы являются ключом к пониманию плоскости». С него начался отсчет принципиально нового этапа творчества.
В цикле акварелей 1990-х годов автор занялся поисками структурных связей предметов и их пластических соединений со средой. И вновь для подобного исследования оказались удобны излюбленные жанры. В натюрмортах И. Чурилов сместил акцент со своеобразного наблюдения романа цветов с вмещающими их сосудами к выявлению знаковой природы растений, как части окружающей среды.
Пейзажи, созданные на Сиверской, на Воронежском водохранилище, в Люксембурге и в иных романтических местах, также по-своему анализируют пространственную среду и потому скорее синтетичны, нежели по-открыточному красивы. Дальнейший путь художника логически связан с поисками организации живописного пространства посредством уходящих вглубь условных линий – ориентированных, но не фиксированных.
Так закономерно произошел переход, точнее возврат, к теме города, включившей цикл петербургских видов и сюжетов волжского г. Хвалынска, над которыми И. Чурилов продолжает работать в настоящее время, но уже в масляной пастели. |