Интернет галерея антикварного и современного искусства (812) 951 86 52 
Город Искусств
АНТИКВАРИАТ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО
РЕСТАВРАЦИОННЫЕ РАБОТЫ
Современные художники, представленные на сайте
Русские художники 19 века и начала 20 века
О русских художниках 18 века
Русский авангард:мифы и реальность
Художественные объединения Москвы и Ленинграда
Нонконформизм в русском искусстве
О копиях, подделках и экспертизе
Коллекционеры и меценаты в Санкт-Петербурге 1703-1917
Ленинградские художники, погибшие в годы ВОВ
О европейском фарфоре
 
Елена Чурилова - КОЧЕВЬЕ. Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем?

Удивительно сплоченная, цельная в своих устремлениях группа «Кочевье». Она наглядно отразила многие тенденции недавно происходившего и поныне развивающегося в современной живописи Петербурга. На костях построенный самый фантастический и умышленный город потребовал литургического воздаяния памяти предков.

Тема назрела в современной живописи. С другой стороны, родовой опыт пращуров подсказал и художникам: вместе пробиваться вернее. Не многие группировки нынче сохранили единство. Пожалуй, «Кочевье» – чуть ли не редкое исключение. Веками намеренный путь индивидуализма еще не коснулся «кочевников». Они вместе и сплочены не только кредо художников, но, что не менее ценно – нравственно. Их опыт – попытка нащупать собственную связь с таинственным миром. Пусть он существует параллельно: конкретный, чувственный мир природы А. Кондратьева и А. Голомазова и, ассоциативный, связанный с подсознанием, смещением пространственно-временных координат мир В. Буртаса, С. Касьянова, В. Куприянова, Г. Мендагалиева – других членов творческого объединения «КОЧЕВЬЕ».

Александр КОНДРАТЬЕВ – лидер группы. Мотивы его работ сопряжены с родовыми понятиями, с философским восприятием жизненного цикла. Рождение – вскармливание, выживание – борьба. Образы художника мужественны, заострены. Изображения живых существ нередко гипертрофированы, могут совмещать профиль и анфас. Применение принципа двузначности формы приводит художника к находкам, связанным с пластической трансформацией образов современной живописи.
Гуманистическая сущность искусства А. Кондратьева прослеживается в понимании сопричастности животного мира – людскому. Однако если гармония нарушается, то это – закон мира. Сила и Власть в межличностных отношениях порождают некую мрачность. Земляные, терракотовые и красные цвета несут эмоциональную нагрузку.

Сергей КАСЬЯНОВ, используя сложную трудоемкую технологию, добивается эффекта восприятия изобразительной плоскости сходного с перцептивным ощущением камня, стены. Фактура – продолжение образа. Его работы медитативны, в их власти перестроить личность. Подобно мастерам раннехристианской эпохи С. Касьянов творит для «посвященных». Пластические деформации, кубистическая геометризация, четкое соответствие формату, использование принципа сферичности, а также диагоналей как формообразующих, – лишь некоторые составные метода структурирования изобразительной плоскости. Нередко в пересечении диагоналей прочитывается многослойный контекст. Картины С. Касьянова обладают истинными качествами современной живописи. В них присутствуют внутренняя динамика, энергетика и метафоричность.

Творчество Александра ГОЛОМАЗОВА основано на пристальном всматривании в природные формы, изучение материалов и естественных фактур. Стилистика его изображений порой адресует к наскальным рисункам. Иногда формы образованы методом гранения, пересечения диагоналей. Созданное в этих лучах пространство подобно излучающим энергию кристаллам.

Виктор КУПРИЯНОВ в поисках образов обращается к поэтике леса и реки. Эти природные стихии отражают некий мифологический, сказочный срез мира. На полотнах художника деревья подобны старым женщинам, а старухи похожи на ели.
Формальная сторона творчества В. Куриянова сопряжена с ритмической организацией плоскости картины. Дугообразные кривые форм лодок, юбок, рукавов и спин антропоморфных существ заимствованы непосредственно у природы. Несмотря на неяркий колорит, есть некая бодрость в настроении его картин. Отчасти она объяснима тем, что в колорите и ритме полос узнаваем мотив плетеных рукотворных половиков. А еще их энергетика заставляет встряхнуться как после хорошей прогулки через лес, по полю к реке.

В творчестве Гафура МЕНДАГАЛИЕВА обязателен Петербург. Город Гафура дает повод сравнить его то с таинственным лабиринтом для жертвоприношений, то с древним капищем для языческих мистерий, то с ночным лесом с прорастающими к свету домами, где соборы уподобляются образу мирового дерева. Пещеры цивилизованного мира прорытые человеком шахты метро. В плену замкнутого пространства вагонов-камер при искусственном освещении являются художнику призраки тысячелетней давности. Возникает цикл «Метро».
Иррациональные образы чудовищ: полулюдей - полуживотных, из овидиевых «Метаморфоз» перекочевали в пространство петербургской подземки.
Метафизичность, гротесковость, метафоричность - отличительные черты образов Мендагалиева.

Виктор БУРТАС (псевдоним В. Конадейкина) – типичный пассионарий. Взяв в творчестве мощный аккорд, он породил целое направление в современной живописи. Подобно Пикассо, некогда открывшему европейцам неведомый пласт африканской культуры, Буртас обрел собственные находки в формально-структурной составляющей полотен-притч.
Знаковость в его произведениях усилена локализацией и обострением формы, когда визуальная нагрузка приходится на линию-контур, цвет-пятно, форму-силуэт, ритм-движение. Здесь художником были намечены стилистические новации «кочевников».

За последнее десятилетие в повозке «кочевников» подросла и уже заявила о себе смена, заговорившая на собственном языке – группа «ШВА» (Школа варварского аналитизма). Из ребра «Кочевья» вышла плеяда «варварок» – Е. Бочарова, Е. Гладкая, К. Бурланкова и Я. Данилюк.


Назад к списку статей Версия для печати

ООО "Город Искусств"